Катастрофа Л-410М Якутского УГА в а/п Усть-Мая

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 14 октября 1986 г.
Время: 08:14
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Усть-Мая
Тип ВС: Л-410М
Регистрация ВС: CCCP-67264
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское УГА, Маганский ОАО

Маган - Усть-Мая - Аллах-Юнь

Экипаж выполнял взлет днем в ПМУ с галечной ВПП с Мк=240?. Увеличение режим работы двигателей до взлетного проводилось в процессе разбега. После прохождения скорости V1 за 1,8 сек до достижения скорости V2 началось падение оборотов турбокомпрессора левого двигателя с последующим его самовыключением. Экипаж зафлюгировал винт отказавшего двигателя. Отрыв произошел на скорости 160 км/ч. Ввиду совпадения момента обнаружения отказа двигателя с моментом уборки шасси операция по их уборке экипажем была пропущена, в результате чего полет выполнялся с выпущенными шасси. На высоте около 10 м самолет рыскнул влево. В результате траектория полета приблизилась к препятствиям (деревьям), расположенным вдоль оси ВПП на удалении 80 м. В течение 6-ти секунд после отрыва скорость полета увеличилась до 164 км/ч, затем в течение 9 секунд уменьшилась до 120 км/ч. Набор высоты продолжился до 40-50 м, после чего из-за падения поступательной скорости полет без снижения стал невозможен. Самолет вошел в неуправляемый левый разворот на больших углах атаки над водной поверхностью реки Алдан со снижением с вертикальной скоростью 0,7-1,1 м/с и поступательной скоростью, уменьшавшейся от 125 до 90 км/ч. Попытки экипажа увеличить поступательную скорость приводили к увеличению скорости снижения. На 119 секунде полета в 270 м от береговой черты на высоте 5–10 м произошло сваливание. Самолет столкнулся с водной поверхностью в левом крене 25–30? и углом наклона траектории до 10° в 700 м от ВПП и затонул в течение 2 3 минут. Попытки пассажиров открыть дверь и аварийный люк оказались безуспешными из-за сильного напора воды. Описание выявленных причин АП - При подготовке к взлету экипаж не отключил центральный электронный блок ограничений (ЦЭБО), который согласно РЛЭ используется только при запуске двигателя и в крейсерском полете. Когда режим работы левого двигателя превысил параметры взлетного, ЦЭБО от сигнала датчика крутящего момента автоматически перевел этот двигатель на режим ниже малого газа. Неуборка шасси при выполнении продолженного взлета с одним неработающим двигателем привела к уменьшению вертикальной скорости набора на первоначальном участке полета и увеличению вертикальной скорости снижения при полете во втором режиме. Шасси не были убраны из-за дефицита времени и занятости экипажа пилотированием в создавшейся сложной обстановке. Выводы комиссии, расследовавшей АП - Причиной катастрофы явилась потеря управляемости самолета при продолженном взлете вследствие невыполнения экипажем требований РЛЭ по набору высоты на рекомендованной скорости из-за изменения начальной траектории полета в сторону препятствий в момент выключения левого двигателя. Полет на малой скорости с одним неработающим двигателем и потеря управляемости самолета в путевом и поперечном канале привели к неуправляемому развороту влево, потеря высоты, скорости к сваливанию самолета.Наиболее вероятной причиной самовыключения двигателя явилось невыполнение экипажем требования РЛЭ по выключению ЦЭБО перед выруливанием, что могло привести к его срабатыванию на взлете. АП способствовала неуборка шасси после взлета. Анализ происшествий, связанных с отказом двигателей самолетов Л–410 модификаций «MA», «M», «МУ» на первоначальном этапе взлета или ухода на второй крут при заходе на посадку, показывает, что на скоростях полета, рекомендованных для взлета и захода на посадку экипаж, ввиду аэродинамических особенностей самолета, оказывается в условиях крайнего дефицита времени для оценки ситуации и выполнения операций по пилотированию и отказавшему двигателю. На самолете Л–410 МУ во взлетной конфигурации из-за возникновения ассиметрии тяги двигателей на скорости полета менее 160 км/час происходит потеря управляемости в связи с недостаточностью полного расхода руля направления для парирования разворачивающего момента.


На борту 14 Погибло 14

КВС Отраднов Николай Федорович
второй пилот Попков Александр Владимирович

   
         
         
         
         
Hosted by uCoz