Катастрофа Ми-4 Якутского УГА близ Оймякона

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 августа 1980 г.
Время: 04:41
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, 92 км от а/п Оймякона
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-14104
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское УГА, Маганский ОАО

Экипаж выполнял полет с целью аэрогаммаспектрометрической съемки в горной местности с превышением от 1 500 до 2 000 м. Взлет из аэропорта Оймякон произведен в 02 часа 40 минут московского времени. Высадив на маршруте 3-х пассажиров – членов геологической экспедиции, экипаж приступил к выполнению съемочных полетов на участке в 92 км от аэропорта Оймякон с азимутом 54°. Несмотря на установленную руководством по съемочным полетам истинную высоту для съемки в данном районе, которая должна составлять не менее 50 м, фактическая высота полета составляла от 60 до 15 м, что создавало реальную угрозу столкновения со склоном горы.
В момент авиационного происшествия фактическое направление ветра на высоте полета составляло 160° со скоростью 20 км/ч. У земли – 120° и до 5 м/сек.
В 4 часа 40 мин при выходе на контрольный ориентир начала съемочного маршрута фактический ветер, действующий на ВС спереди и слева, сносил его под уклон, что вызвало необходимость маневра по крену в левую сторону. Крен более 8 градусов на недопустимо малой истинной высоте 5 -10 м в сторону горы с уклоном 19 привел к тому, что КВС с пилотированием не справился. Вертолет в 4 часа 41 мин столкнулся несущим винтом с горой, потерял управляемость, упал на склон горы и разрушился. Погибли бортмеханик и бортоператор. Катастрофа произошла в точке с координатами 63 градуса 44 мин северной широты, 144 градусов 42 мин восточной долготы на отметке с превышением 1855 м от уровня моря в условиях хорошей солнечной погоды
Началом развития аварийной ситуации явился подход вертолета к контрольной точке начала съемочного маршрута на высоте ниже установленной и на боковом удалении ближе расчетного на 100–130 м с левым креном более 20°.
Нарушение установленной высоты, крена и удаления от уклона привели к столкновению с земной поверхностью. На развитие аварийной ситуации оказало влияние то, что с 19 августа в экипаж КВС был включен штурман–стажер, не имеющий допуска к полетам на вертолете Ми–4 и впервые занявший рабочее место – место второго пилота.
Штурман–съемщик занял рабочее место бортмеханика. Технологии работы экипажа вертолета Ми–4 по данному виду работ не было и взаимодействие членов экипажа другими документами не обусловлено.
Нахождение недопущенного к полетам на вертолете Ми–4 штурмана–стажера на рабочем месте второго пилота и одновременное выполнение обязанностей штурманом функций бортмеханика и штурмана–инструктора могла оказать решающее воздействие на исход полета. Выводы комиссии, расследовавшей АП - Непосредственной причиной катастрофы явилось преступное нарушение со стороны командира вертолета, выразившееся в выполнении поисково–съемочных полетов на истинной высоте менее установленной. Перерастанию аварийной ситуации в катастрофическую способствовало выполнение в полете обязанностей штурмана–аэросъемщика, штурманом, недопущенным к полетам на вертолете Ми–4. Катастрофе способствовало употребление спиртных напитков КВС и бортмехаником в ночь перед полетами.

На борту 5 Всего погибших 2

КВС Настевич Евгений Васильевич
штурман-съемщик Акуленко Александр Николаевич
штурман-стажер Иванов Олег Викторович
бортмеханик Русаков Александр Сергеевич

Служебный пассажир:
бортоператор Жедик В.Е.


   
         
         
         
         
Hosted by uCoz